Балалар мен жасөспірімдердің мінез-құлқындағы ауытқулардың себептері
Советы социального педагога Укубасовой Б.Г.
КГУ «Средняя школа №12» акимата города Рудного
Причины отклонений в поведении детей и подростков
Проблема отклоняющегося от норм поведения имеет давнюю историю, однако до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной науке не существует однозначных трактовок данного явления, споры идут вокруг самих понятий социальной нормы и отклоняющегося поведения.
Термин «социальное отклонение» означает поведение, не соответствующее общепринятым нормам. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы: преступление, отшельничество, аскетизм, гениальность. Социальные отклонения могут иметь для общества как позитивное значение, так и негативное.
Замеченные вовремя отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная психолого-медицинская и педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.
В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:
— неодобряемое поведение – эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
— порицаемое поведение – вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, лживости, нечестности);
— девиантное поведение – нравственно отрицательные действия и поступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;
— предпреступное поведение – несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения – эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.;
— противоправное или преступное поведение – представляющее собой различные правонарушения и преступления.
Поведение любого ребенка строится в зависимости от его отношений с ближайшим социальным окружением (микросредой). Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую является следствием нарушений взаимосвязей с микросредой.