Кабинет психолога

Адаптация пятиклассника 2 часть

            Адаптация пятиклассников

    Понятие адаптации   (от   латинского  слова  adapto-приспособляю)

Адаптация рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических   механизмов   социализации   личности.

    Пятый класс – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей. 

    Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

    Переход из начальной школы в среднее звено связан  у пятиклассников  с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в  разных  кабинетах,  необходимостью  вступать  в  контакты   со

старшеклассниками, меняется  их  социальное окружение  (новый  состав  класса). Ситуация новизны всегда является для  человека  в  той  или  иной  степени тревожной.  Ребенок  же переживает в таких условиях эмоциональный дискомфорт из-за  неопределенности  представлений  о  требованиях учителей,  особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения  в  коллективе  класса  и  пр.  Такое  состояние  часто сопровождается  внутренней  напряженностью,  иногда  затрудняющей принятие  как  интеллектуальных,  так   и   личностных   решений.

    Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

  • возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;
  • возросший объем работы как на уроке, так и дома;
  • новые требования к урокам и новые учителя;
  • необходимость много работать самостоятельно и т.д.  

Достаточно  длительное  психическое напряжение может закончиться школьной    дезадаптацией,    и    ребенок    становится    тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу. Соматически ослабленные   дети   (а  их  количество  увеличивается)  являются наиболее подверженными возникновению дезадаптации.

Конечно же,  адекватное  восприятие  ребенком  своего   школьного окружения,  успешное  установление  отношений с одноклассниками и новыми учителями весьма затрудняются,  если у него высок  уровень личной  и  школьной  тревожности.  Таким  образом, осложняется сам

процесс  учения,  продуктивная   работа   на   уроке   становится проблематичной.  Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика.

    Независимо от  того,  в  каких  условиях  начинается учебный год, процесс адаптации  учащихся всегда происходит.  Вопрос только  в том, сколько времени он займет у ребенка, и каковы будут его психологические и педагогические последствия.  Поэтому  смысл адаптационного  периода  в школе состоит в том,  чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Рекомендации родителям пятиклассников:

  • Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок. Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. 
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими детьми.
  • Обязательно познакомьтесь с одноклассниками и предоставляйте им возможность общаться.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой поощрений и наказаний.
  • Предоставляйте ребёнку самостоятельность при выполнении домашнего задания, помогите, если это необходимо, но не делайте домашнее задание за него.
  • Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную, стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни происходят изменения.
  • Развивайте самоконтроль, самооценку, самодостаточность ребёнка.

УДАЧИ!